?

Log in

No account? Create an account

posenke


E.I.

"Он не шаблонный злодей, но сложный противоречивый образ" (Из сочинения)


Previous Entry Share Next Entry
Таинственный гроб Тимура. Начало.
posenke
Началась эта история в далеком 1994 году с сообщения... Нет, я, конечно, помню, что гроб Амира Тимура, как его стали называть в Узбекистане после обретения независимости, находился в экспозиции Самаркандского музея, что на Регистане (пока музей не снесли года два назад), и был одним из самых впечатляющих и популярных у туристов экспонатов. Да, ходили слухи, что с ним связаны какие-то непонятные явления, рядом с ним раздаются непонятные звуки, которые слышали все без исключения наши таджички-смотрительницы. А один научный сотрудник, арабист Икрамиддин, высокий, с обритой наголо головой, тогда еще без бороды, но с уже недельной небритостью, немножко экзальтированный товарищ, размахивая длинными руками, рассказывает, как начинает скрипеть и издавать потусторонние звуки гроб, как он слышит голос усопшего 600 лет назад полководца, нараспев, с какими-то голосовыми модуляциями вроде подвываний, повторяет его слова ...

В огромном зале потёмки - естественного освещения здесь нет, а искусственное в своё (ещё советское, когда строился музей) время не было рассчитано на отчаянную экономию электричества и недостаток ламп, которые включаются, только когда идёт группа. Я перевожу взгляд с неплотно пригнанных, со щелями по углам стеклянных панелей, из которых составлен колпак гроба, вверх, на широкую вентиляционную трубу, какие бывают в химлабораториях... неудачное расположение... почти над гробом. Иногда, когда на улице сильный ветер (?) тяга усиливается, даже стекло чуть вибрирует. Но благоразумно молчу - не поймут, не к месту. Не та атмосфера, слишком высок градус эмоционального накала.

... с сообщения о том, что в Ташкентском музее Истории (на бывшем Сквере Революции, впоследствии переименованном в Амир Темур хиёбони) обнаружена крышка гроба Тимура. Оказывается, гроб, экспонируемый в Самаркандском музее, имел крышку. Впервые за много лет затеяли ремонт, стали освобождать служебные помещения, и за одним из старомодных шкафов, в пыли и паутине обнаружили её, завёрнутую в бумагу. Получается, простояла она здесь с того самого 1941 года, когда вскрывали гробницу в Гур-Эмире. Все изъятое из нее было сразу отправлено в Ташкент, а череп - в Москву, к Герасимову.

Гроб жил своей жизнью: где-то стоял, после постройки нового музея в Самарканде в начале 70-х был туда возвращен, отреставрирован, а про крышку попросту забыли. На верхней части крышки были остатки почерневших золошвейных тканей.

Я тогда перешла из отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства (да, так длинно) в отдел реставрации и оказалась причастна к этой истории вдвойне - и как реставратор, и как искусствовед хоть и широкого профиля, но с преобладающим интересом к текстилю. Не хочу употреблять сочетание "занималась текстилем". Когда закончу историю с гробом, расскажу, что означает слово "заниматься" чем-либо в музее. Если этим заинтересуется хоть один человек и напомнит мне об этом.

(продолжение следует)


  • 1
жду продолжения с интересом.

Спасибо, это стимул для продолжения.

Рождение мифов это всегда интересно.

Кажется, дело сдвинулось с мёртвой точки.))

  • 1